Правила успешного спектакля

Сначала опишу правила успешного спектакля, к которым мы пришли,
устраивая мозговые штурмы, откидывая лишнее и оттачивая грани
искусства.


1. Дважды сказанная шутка – уже не шутка!
В том плане, что не надо строить основное действо спектакля вокруг всем
известного анекдота, репризы КВН и прочее. Улучшить уже хорошо
отточенную шутку – задача для профессионалов. Нам же, любителям,
гораздо выгоднее придумать не очень искрометную, но свою шутку, чем пользоваться «баяном». Можно использовать отсылки к каким-либо
известным смешным моментам, но такие вещи нужно очень долго обдумывать.


2. Шутка, понятная только членам команды, будет понятна только вашей команде.
В том плане, что если в вашей команде есть прикольная история,
связанная с известным только вам Васей Пупкиным, то при отсутствии
знаний о нем ваша шутка не сыграет в спектакле – она просто не будет
понята людям сидящим в зале, ведь большинство его точно не знает. А тем
более Васю не знает жюри.


3. Минимум текста (короткие диалоги).

Мы все не профессиональные актеры, а длинный и красиво рассказанный
диалог – штука очень сложная в написании и трудная в реализации. Тем более что многие сидящие в зале люди – уже не трезвы, они постоянно
отвлекаются и, не расслышав начала вашей фразы, не поймут о чем
собственно идет речь вообще. Короткие, емкие диалоги – залог успеха!


4. Яркие персонажи.
Блеклые и невыразительные костюмы проигрывают сразу и навсегда! Причем,
я не предлагаю бегать по магазинам и закупать безумно дорогие и красивые платья и костюмы для одного-единственного спектакля.
Достаточно просто одного-двух ярко выраженных и узнаваемых элемента,
чтобы персонаж узнавался и «читался». К тому же, как оказалось, что если порыскать по сусекам наших квартир, то можно найти реквизит
практически к любому спектаклю. Но часть костюмов все равно приходится
делать самому, тут ничего не попишешь.


5. Экшен.
Чем берут голливудские фильмы? Правильно – напряженным действием, когда
невозможно оторваться от экрана, чтобы сбегать пописать! В спектакле не должно быть стоп-сцен, где-то персонаж просто стоит, бесцельно ходит,
запрещены долгие появления героев (кто-то запутался в занавесе и не
может найти дорогу до сцены), долгие вытаскивания на сцене какого-то
элемента действа из ящика, сумки, мешка и т.п. Зритель (особенно
азимутовский) начинает скучать. Нужно чтобы на сцене всегда происходило
какое-то действо, ACTION!


6. Звуковой ряд
(саундтрек). Методом проб и ошибок было решено, что использовании в качестве саундтрека «минусовки», является максимально удобным решением
таких проблем как: герой не знает когда ему выходит на сцену, точное
время спектакля, удобство для звукорежиссера. Создание минусовки –
отдельный трудный творческий процесс, идущий параллельно с репетициями
спектакля. Минусовка – это смикшированные звуки музыкальной темы
спектакля, некоторых трудновоспроизводимых в условиях дома отдыха
звуков (например, прибытие поезда, горн, вопли большого количества
людие и др.) и специальных звуков, подсказывающих актерам, что нужно
делать (чек-поинт).


7. Репетиции.
Без репетиций – не будет спектакля! Если вы придумали замечательные шутки, наделали
костюмов, и решили забабахать безумный экшен, но ничего не отрепетировали, то спектакля не получится. Мы начинали репетиции за полтора – два месяца, с частотой, обычно, два раза в неделю.


8. Режиссер.
Все знают, кто это такой. Это самый занудный и несносный человек в команде, который постоянно суетится, орет на всех, ругается, пишет
безумное количество писем всем на е-майл, бьется головой об стену и говорит всем, что они бездари и «у нас ничего не получится». Если такой
зануда есть в вашей команде – это очень полезно, без него репетиция
быстро превращается в обычную пьянку.


9. Сценарий.
Обязательно пишите сценарий. Особенно это необходимо в самом начале
подготовки к спектаклю, когда хаотичное сборище людей, встречаясь
поболтать о предстоящем Азимуте, начинает выдавать замечательные перлы,
интересные идеи и искрометные шутки, которые никто не записал, а наутро
все забыли. На каждом таком сборище обязательно должен быть человек с блокнотом. Его обязательное отличительное свойство – непьющий!


10. Жюри.
Спектакль надо делать в первую очередь для себя, потом для зрителей, и в последнюю очередь для жюри. Если спектакль нравится вам, он понравится зрителям, и понравится жюри.


11. Зал.
Не надо заигрывать с залом, это вносит элемент непредсказуемости в ваш
спектакль, и если он четко отлажен, то вы просто собьетесь. Работа с залом подразумевает очень сложный процесс постоянной импровизации, а на
это способны только великие мастера сцены. Если вы себя не чувствуете
таковыми – не трогайте зал и тогда он не будет трогать вас.



Гаррик Шарапов
__________________________