Но Ски? Ски, ски, ски и немного сноуборда. Часть первая. Тахко.

Фин сайт2 houses1
Когда-то давно была хорошая традиция выбираться в горы дважды за один сезон. Но уже очень давно её не удавалось реализовать. И вот, наконец-то, грянул кризис, и, видимо, чтобы надышаться напоследок, как-то само собой получилось съездить дважды, причём оба раза в Европу.

Первая поездка, в Финляндию, состоялась в новогодние школьные каникулы.

После чудесного Юлечкиного описания сложно добавить что-то новое в плане эмоций, поэтому я больше по фактам, может быть, кому-то пригодится.

Прелюдия
Мысль поехать на НГ в Финляндию пришла в голову в самый последний момент. Позже уже совсем некуда. Первые письма потенциальным арендодателям коттеджей отправились 18 октября 2008 года. К этому моменту, даже на первый взгляд, выбор коттеджей под наши требования (дёшево, минимум на 10 человек, как можно ближе к России, возможность катания на горных лыжах) был крайне невелик. А после рассылки писем выяснилось, что на ближайшем к России горнолыжном курорте Тахко есть всего один свободный коттедж, да и тот не с 3 по 10 января, а с 4 по 11.
Радостно и неспешно мы принялись оплачивать коттедж (1300 евро за десять мест на неделю, включая уборку, но без белья), готовить паспорта и собирать прочие документы.
И вот первого декабря мы осознаём, что наш номер в очереди 323, в день проходят 30–50 номеров, а, значит, подадим мы документы не раньше 12-го, а на сайте посольства написано, что подавшим документы позже пятого не гарантируется виза до Нового года. Срочно бежим на поклон к Светику в Арабеску 21 и (О, чудо!) уже второго декабря наши документы попадают в посольство.

Дорога до границы
Поскольку из 10 человек команды 6 составляли дети различной степени малости, мы сразу запланировали себе ночёвку в Выборге. Из Москвы, на всякий случай, выехали заранее, в 5 утра. Любящие поспать Коты, конечно же, опоздали, поэтому вместе все три машины собрались только когда рассвело, километрах в 300-х от Москвы. Со всеми заправками, остановками и т.п. по прекрасной морозной погоде и пустынной разбитой дороге до Питера доехали часов за 9, заехали в Питер пообедать (друзья, не обедайте в Пицце Хат на большой площади со стелой, там нет супа в меню!), после чего отправились в Выборг по КАД и Выборгскому шоссе. Карта дороги от Москвы до границы и обратно. Отличия обратного пути показаны зелёнымТам же, где-то в пути, прикупили и зелёные карты, что в Москве сделать не удалось — не было бланков нового образца. В Выборг прибыли в районе 7 вечера, уже по темноте, поселились в гостинице Выборг (найдя её, как и положено, сильно не сразу), номера в которой были заказаны заранее, ещё из Москвы. После роскошного и сытного ужина в гостиничном ресторане (не хуже чем в Пицце Хат, но дешевле) мы отправились на поиски автомойки, потому что по всем понятиям в страну мечты и зимней сказки на грязной машине въезжать неприлично. Наутро выезжать мы планировали не позже 5, а лучше в 4, поэтому помыться хотели с вечера. Но на мойке нас порадовали тем, что записаться можно только на 3 часа утра, мы подумали-подумали и записались на 4–30, отбив предварительно, робкие попытки Котов перенести выезд на попозже. Как оказалось — не зря.
Дорога до Светогорска была пустынна и серпантинна, обогнав под лёгким снежком колонну из трёх питерских машин, мы за каких-то полчаса доехали до Последней Дешёвой Заправки. Бензин на ней стоил грабительские 25 рублей за литр, заправлялись мы последний раз перед Выборгом, но никто не устоял перед соблазном залить лишние 5–6 литров в бак. За время этой тупёжки колонна питерцев обогнала нас обратно. После заправки мы встали в очередь из этих самых трёх машин перед каким-то шлагбаумом и стали гадать, сколько ещё ехать до пресловутой многочасовой и многокилометровой очереди на прохождение границы, и, вообще, когда и где следует пописать? Ответ мы получили через считанные секунды, проехав шлагбаум и попав в ласковые руки таможенников. Видимо, ласковы они потому, что сидят в тёплом помещении и людей принимают там же. А вот пограничники намного суровее: сами сидят в тепле, а люди к ним в очереди стоят на ветру, поэтому работают пограничники неспешно, и основное время было потрачено именно на паспортный контроль. В какой-то момент, стоя в этой очереди, я обернулся окинуть взглядом покидаемые родные просторы и с удивлением увидел уходящую вдаль вереницу фар, начинающуюся от того шлагбаума, где только что никого не было. На часах было 7 утра по Москве.

По Финляндии
Планируя закупку продуктов в Москве, мы решили, что из спиртного обойдёмся пивом, а пиво в виде пары бочонков закупим на границе в дьюти фри. Ага, размечтались! В скудном дьюти фри лежали жалкие упаковки баночного пива Карлсберг Элефант (никто из нас не видывал такого ранее), которое оказалось настолько отстойным, что назад в Москву мы с Женькой привезли по 9 банок этого пива каждый. Они до сих пор лежат у меня в холодильнике.
После этой короткой паузы мы рванули к финской границе, переход которой состоялся (в тёплом и непродуваемом домике) за считанные минуты. Вся процедура от первого КПП, до прохождения финской границы заняла у нас минут 40. И ведомые духом со странным именем Жеппеэс мы бросились в объятия финской дорожной сети.
Лирическое отступление. Как и положено в цивилизованной стране, все дороги в Финляндии имеют номер. Часто (но не везде) номер строится примерно так: от автомагистрали №7 отходит просто магистраль 75 от которой отходит местная дорога 752 от которой отходит жалкая дорожка 7522 от которой отходит еле заметный проезд 75225. Дух Жеппеэс был непрочь показать нам страну во всей её красе, поэтому значительная часть нашего пути прошла по трёхзначным дорогам. Ощущения остались примерно такие. Однозначные дороги похоже чистят, двузначные чистят но не напрягаются, на перекрёстках и развязках на них уже зачастую толстенная наледь, изредка присыпанная гравием, начиная с трёхзначных, на дорогах в лучше случае иногда разгребают снег. Выбор резины весьма неоднозначен. Т.е. при обилии льда вроде как лучше шипы, но учитывая, что за бортом систематически ниже минус 15, то может быть лучше и нешипы. Но в любом случае стоит быть ОЧЕНЬ осторожным.
Вернёмся к нашему пути. Автомагистраль 6, потом трасса 62, в Пуумале потрясающей красоты высокий-высокий и узкий-узкий мост через протоку между озёрами, затем съезжаем на дорогу 434, которая сильно смахивает на трассу из компьютерной игрушки: слева гора, справа обрыв или сосны, вверх, вниз, закрытый поворот на подъёме, перегиб, закрытый поворот на спуске, да ещё и профилированная дорога. И, разумеется, лёгкий ледок поверх асфальта. Скорость 80, глаза в пол-лица, руки судорожно сжимают руль, чума Smile. Затем трасса 14, автомагистраль 5, переходящая в 9. В Куопио съезжаем с дороги в надежде перекусить и найти разрекламированный домик Санта Клауса. На календаре воскресенье, поэтому поесть в 11 утра удалось только в Макдональдсе (очень дорого в сравнении с Москвой, совсем другое меню и платный туалет для непосетителей). Домик Санта Клауса нашли, он оказался банальной разводкой на деньги, сделанной русскими для русских, Кирилл собирался (да как-то не сложилось) написать им в книге отзывов: «Было скууучно!»
Назад на магистраль 9, в Сиилинярви направо на дорогу 75, потом налево на 577, потом направо, на 5772 и вот уже мы почти в Тахко, где в 4 км от горы и находится наш уютный домик.

Жизнь и лыжи
Домик оказался в точности соответствующим описанию и фотографиям, за исключением того, что два дополнительных места, на которых по словам хозяина нельзя жить, оказались огромной раскладной софой в холле (см. фото). Фин сайт1За окнами было темно и холодно, в доме было светло и уютно, три спальни, сауна, большой холл, все, и взрослые, и дети сошлись на том, что хотели бы в таком доме жить. Домик стоял на берегу замёрзшего длинного и узкого залива озера Сювяри, а на другом его берегу, метрах в 150 от крыльца, проходила освещённая беговая трасса. Жить так было ничуть не менее удобно, чем прямо на курорте, единственное «но» — сложности с отправкой домой с горы капризных детей. С другой стороны, рации без проблем добивали от дома до горы и позволяли решать многие вопросы «не отходя от кассы». И даже пару раз (когда у него залипала кнопка на гарнитуре) дядя Женя устраивал для горнолыжников в рамках цикла «Из жизни настоящих спортсменов» радио-трансляции мощного дыхания лыжников на крутых подъёмах.
Сам по себе курорт представляет собой довольно удачный компромисс для семейного отдыха. В новогоднее время открыты были не все трассы (как горные, так и равнинные), однако того что было открыто было вполне достаточно чтобы и покататься без фанатизма, и с детьми погулять.Фин сайт1 Освещённая трасса для беговых лыж, даже голубая, вполне себе интересна, а горы — настоящие горы, только чуть-чуть коротковаты. Если посмотреть на схему, то видно, что доля красных трасс велика и это настоящие красные трассы (а чёрные — чёрные). Типовая красная трасса в Тахко — 800 метров длины (честных) при 200 метрах перепада. Для сравнения, в Ливиньо типовая трасса — 1500 метров длины (подъёмника) при 400–500 метрах перепада. Т.е. до Альп катание не дотягивает, но это однозначно намного интереснее и лучше Подмосковья.
Фин сайт2 Поскольку народу на красных склонах было очень мало, то если относиться к длине горы экономно, то укататься можно вусмерть, особенно с учётом того, что склоны открыты с утра и до позднего вечера. Разница в цене ски-пасса (130 евро против 177 за шесть дней) также отражает разницу в «количестве горы» Smile. Распорядок дня у нас, горнолыжников, был самый что ни на есть сибаритский. Мы медленно вставали после сна, расслабленно завтракали, выезжали на гору к 12, катались часа три, потом ехали домой обедать, потом, уже по темноте, выходили на небольшую лыжную пробежку. Фин сайт1 Впрочем, у гораздо более активной Олёны получалось выкроить в этом распорядке возможность, чтобы пробежать лишний пяток-другой километров по лыжне. Пару раз мы выбирались в ближайший городок Нильсию за продуктами. Цены практически на всё такие же как в Москве или дороже. Очень сложно купить 100% сок — нектары тщательно замаскированы под соки — и стоит он дорого, порядка 2-х евро за литр, если вдруг нет промо-акции. Разве только красная икра заметно дешевле — меньше 40 евро за килограмм.

Обратный путь
Когда мы приехали в Тахко, машины с русскими номерами доминировали над местными в соотношении 2 к 1. Но уже к пятнице русские номера на дорогах практически перестали встречаться, как бы намекая, что и нам скоро пора в дорогу. Фин сайт2
Как видно из карты, назад мы ехали длиннее, но зато по автомагистралям, чему была простая причина: одну машину пришлось тащить на «галстуке», потому что найти в Финляндии сервис, открытый в воскресенье, просто невозможно. А ехать автопоездом по раллийным трассам показалось тяжеловато. Погода поменялась, потеплело, прошёл лёгкий снежок, из под колёс буксира летела гажа, быстро залеплявшая стёкла, поэтому неудивительно, что когда на буксируемой машине вскоре сел аккумулятор нам пришлось встать на обочине в кромешной тьме у небольшого хуторка. Широкий и приземистый аккумулятор Ситроена никак не хотел лезть на место высокого и узкого аккумулятора Субары без внесения существенных модификаций в конструкцию автомобиля.
За отламыванием ненужных деталей нас и застала пара финнов, хозяев этого хуторка. Первой мыслью было: «Они сейчас решат, что мы социально-опасны, вызовут полицию и вынудят нас ехать на эвакуаторе», но нет, ребята на ломаном английском предложили нам целый спектр возможностей, от использования для ремонта двора их конюшни, где можно включить прожектора, до поездки за два километра на соседний хутор к механику-золотые руки. Но не пришлось — мы быстренько закруглились, завелись и отправились в дальнейший путь. В ходе этого пути выяснилось, что цены на бензин на финских заправках отличаются неспроста. На тех заправках, где бензин был по рупь-десять местными, в качестве оплаты принимались только финские банковские карты. А на тех, где по рупь-двадцать, принимали ещё и наличные. Нашими банковскими карточками расплатиться невозможно в принципе ни на одной заправке: не подошла ни одна (пробовали Сбер, МБРР, Газпромбанк, Райфайзен, Виза, Виза электрон и Мастеркард, рубли и евро), при этом в магазинах таких проблем не возникало. Как не трудно догадаться, найти заправку, принимающую наличные непросто, но всё когда-нибудь проходит, вот и нам встретился (увы, на левой стороне дороги, что доставило немало «приятных» ощущение при маневрах с «хвостом» ) большой комплекс с дорогой заправкой и мега-столовкой при ней.
В столовке можно было купить сосиски с гарниром за 5 евро или блюда посложнее, вроде большой свиной отбивной за 17 евро (запомните эту цену до второй части повести). С аппетитом поужинав мы продолжили наш путь до границы.
Финскую часть мы исполнили традиционно быстро, а вот с русской возникла неожиданная засада. Из-за ограниченной манёвренности мы встали не в тот хвост и не смогли из него сбежать. А в голове этой очереди оказался какой-то дятел-кун, который не только не заполнил заранее декларацию, но и не мог сделать это с второй, третьей и прочих попыток. В результате мы, пройдя уже все контроли, были вынуждены уныло наблюдать, как слева одна за одной проезжают машины, а мы никак не можем преодолеть считанные метры до заветного шлагбаума. Но наконец очередь пришла в движение и мы, предъявив свои паспорта для проверки уже в седьмой или восьмой раз (из них один раз — финнам), наконец попали на родную землю, затратив на обратный переход раза в три больше времени, чем на прямой. Времени было уже 12 ночи, поэтому о запланированной ночёвке в Питере не было и речи. Нас снова ждал гостеприимный отель Выборг.
Дальнейшая дорога, по большому счёту, не интересна. В ней были блуждание по Питеру в поисках сервиса, быстрый ремонт, куча грязи на стёклах, ужин в мирокафешке на обочине уже-не-помню-где и поздней-поздней ночью мы наконец прибыли домой.

Для тех, кто захочет это повторить
Дорога в один конец по кратчайшему пути составила примерно 1350 км. Дорога туда очень лёгкая, поскольку в Российской части в это время никого ещё нет, а по Финляндии ехать одно удовольствие — размеченная, аккуратная, чистая дорога — средняя скорость равна максимальной (80). Продуктами лучше закупаться в Москве, там цены заметно выше. Расчитывать на покупку каких-то шмоток, даже финских, там тоже особенно не стоит — дорого. Из-за короткого пробега по Финляндии (450 км в один конец при небольшом расходе), можно практически обойтись без дорогих заправок, но в любом случае нужно иметь под рукой запас купюр в 20–50 евро и не откладывать заправку на последний момент. Ну и коттедж бронировать надо хотя бы в начале октября, а ещё лучше — в сентябре.
Стоимость поездки (полная) на семью из одного взрослого и двоих детей (домик 10-ти местный, катались на горе оба ребёнка, на горе и в прочих ресторанах питались только в дороге) составила порядка 60 тыр в ценах конца 2008 — начала 2009 года.
__________________________

Я люблю только активную протоплазму!